ФНП № 538 п. 1. Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности "Правила безопасности в производстве растительных масел методом прессования и экстракции" (далее - Правила) устанавливают обязательные требования, направленные на обеспечение промышленной безопасности, предупреждение аварий, инцидентов, и их последствий на опасных производственных объектах производства растительных масел (далее - объекты производства масел) .
Действие Правил распространяется на следующие технологические участки объектов производства масел:
приемка, очистка, сушка, хранение, производственная очистка, обрушивание масличного сырья;
отделение лузги (шелухи, оболочки, скорлупы) (далее - оболочки) ;
измельчение масличного сырья, влаготепловая обработка, прессование, грубая очистка масла, хранение масла и жмыха, подготовка материала к экстракции;
экстракция (с системами: экстрагирования, отгонки экстракционного растворителя (далее - растворитель) из проэкстрагированного материала, тестирования, сушки и охлаждения шрота, дистилляции мисцеллы, рекуперации растворителя из паровоздушной смеси, рекуперации растворителя из сточных вод) , включая резервуары оборотного растворителя, резервуары для аварийного опорожнения аппаратов экстракционной линии, систему улавливания растворителя и масла из сточных вод, систем оборотного водоснабжения;
резервуары для хранения растворителя с системой слива растворителя из транспортных средств;
резервуары для хранения растительных масел.
Настоящие правила не применяются в отношении опасных производственных объектов, на которых осуществляется хранение и (или) переработка растительного сырья, в процессе которых образуются взрывоопасные пылевоздушные смеси, способные самовозгораться, возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления, а также осуществляется хранение зерна, продуктов его переработки и комбикормового сырья, склонных к самосогреванию и самовозгоранию, на которые распространяется действие Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности взрывопожароопасных производственных объектов хранения и переработки растительного сырья", утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 21 ноября 2013 г. N 560 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 16 декабря 2013 г., регистрационный N 30606) , с изменениями, внесенными приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15 ноября 2016 г. N 475 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 15 декабря 2016 г., регистрационный N 44729)
ФНП № 538 п. 4. При проектировании новых или при техническом перевооружении или реконструкции действующих объектов производства масел в разрабатываемой документации проектной организацией:
осуществляется оценка взрывоопасности технологических блоков;
рассчитываются радиусы зон по уровням опасности возможных разрушений и травмирования персонала;
составляются заключения об эффективности и надежности мер и средств защиты, их способности обеспечить взрывобезопасность технологического блока и технологического объекта в целом в соответствии с нормами технической документации;
устанавливаются категории помещений, зданий и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности;
устанавливается необходимость и вид системы защиты автоматическими установками тушения и обнаружения пожара в соответствии с нормами пожарной безопасности;
определяются требования к электробезопасности;
осуществляется выбор электрооборудования и электротехнических устройств по уровню и видам взрывобезопасности, соответствующих категориям и группам веществ.
Для действующих производств категория взрывоопасности технологических блоков, радиусы зон разрушения, категории помещений, зданий и наружных установок, требования к электроустановкам во взрывоопасных и пожароопасных зонах могут определяться разработчиком документации или организацией, специализирующейся на разработке документации для аналогичных объектов, в соответствии с требованиями нормативно-технических документов и настоящих Правил.
ФНП № 538 п. 7. Внесение изменений в действующую технологическую схему, аппаратурное оформление, в системы контроля, связи, оповещения и противоаварийной защиты осуществляется после внесения изменений в документацию на опасный производственный объект, согласованных с разработчиком документации или с организацией, специализирующейся на разработке документации для аналогичных объектов, при наличии положительного заключения экспертизы промышленной безопасности разработанной документации, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, - положительного заключения экспертизы проектной документации.
Внесенные изменения не должны отрицательно влиять на работоспособность и безопасность всей технологической системы в целом.
ФНП № 538 п. 10. В производственных помещениях на рабочих местах обслуживающего персонала вывешивается технологическая схема производства с обозначением трубопроводов, межблочной и внутриблочной арматуры и функциональными схемами контрольно-измерительных приборов и автоматики (далее - КИПиА) .
Нумерация аппаратов (сосудов) должна быть единой в технологической схеме производства, в проектной документации, в технологическом регламенте и соответствовать нанесенным номерам на оборудовании.
Приказ 631 п.5. Технологический регламент разрабатывается для технологического процесса производства определенных видов продуктов (или полупродуктов) заданного качества.
Информация и данные, приводимые в технологических регламентах, могут быть использованы при разработке документации по осуществлению эксплуатирующей организацией производственного контроля, разработке плана мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах, а также деклараций промышленной безопасности.
Приказ 631 п.6. В зависимости от степени освоенности производств и целей осуществляемых работ предусматриваются следующие типы технологических регламентов:
постоянные;
временные (пусковые) ;
разовые лабораторные (пусковые записки, производственные методики) .
Приказ 631 п.18. Описание технологической схемы производится по стадиям технологического процесса, начиная с поступления и подготовки сырья и кончая отгрузкой готового продукта.
В описании указываются:
основные технологические параметры процесса, при этом особо выделяются параметры, влияющие на обеспечение качества продукции и безопасность процесса;
используемое основное оборудование;
системы регулирования, сигнализаций и блокировок технологических параметров;
ссылки на чертеж технологической схемы, включенной в состав регламента.
В случае если на подготовку сырья имеется специальный регламент (рецептура) , то при описании технологической схемы делается на них ссылка.
Постановление 730 п.2. Планы мероприятий разрабатываются в целях обеспечения готовности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, к действиям по локализации и ликвидации последствий аварий на таких объектах.
Постановление 730 п.11. План мероприятий состоит из общих и специальных разделов.
Постановление 730 п.7. Планы мероприятий пересматриваются:
а) не менее чем за 15 календарных дней до истечения срока действия предыдущего плана мероприятий;
б) не позднее 1 месяца после:
реконструкции, технического перевооружения объекта или внесения изменений в технологию производства;
внесения изменений в применяемые при осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на объекте методики (методы) измерений или типы средств измерений;
внесения изменений в системы управления технологическими процессами на объекте;
ввода новых или закрытия отработанных участков горных выработок, внесения изменений в схемы вентиляции на них, а также после изменения путей выхода работников при аварии;
в) в соответствии с актом технического расследования причин аварии на объекте;
г) по предписанию федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориального органа в случае выявления несоответствия сведений, содержащихся в плане мероприятий, сведениям, полученным в ходе осуществления федерального государственного надзора в области промышленной безопасности, или в случае выявления новых факторов риска по результатам технического расследования причин аварий на иных аналогичных объектах.