Тема Б 1.4 (март 2021 г.) Эксплуатация хлорных объектов
Билет № 1

  • 1-1. Что необходимо предпринять организации, эксплуатирующей химически опасный производственный объект, в целях приведения его в соответствие требованиям Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности химически опасных производственных объектов?
  • 1
  • А) Провести комплексное обследование фактического состояния химически опасного производственного объекта и разработать комплекс компенсационных мер по безопасной эксплуатации.
  • 2
  • Б) Провести экспертизу промышленной безопасности.
  • 3
  • В) Провести реконструкцию химически опасного производственного объекта.
  • 4
  • Г) Немедленно сообщить в Ростехнадзор о выявленных в рамках проведения производственного контроля несоответствиях Правилам.
  • Комментарии
  • ФНП N 559 п. 5. В целях приведения ХОПО в соответствие с требованиями настоящих Правил и других нормативных правовых актов в области промышленной безопасности эксплуатирующая организация проводит комплексное обследование фактического состояния ХОПО, разрабатывает комплекс компенсационных мер по дальнейшей безопасной эксплуатации таких объектов, включая обоснование их безопасности (в случае, предусмотренном требованиями статьи 3 Федерального закона N 116-ФЗ). Для реализации компенсационных мер вносят необходимые изменения в документацию на ХОПО.

    Результаты анализа риска аварий на ХОПО и связанной с ней угрозы, условия безопасной эксплуатации ХОПО должны быть внесены в декларацию промышленной безопасности ХОПО и в обоснование безопасности ХОПО.

    Необходимость разработки декларации промышленной безопасности конкретного ХОПО определяют в соответствии с требованиями статьи 14 и приложения 2 к Федеральному закону N 116-ФЗ.

  • 2-1. В каком документе указываются регламентированные параметры процесса?
  • 1
  • А) В техническом регламенте.
  • 2
  • Б) В технологическом регламенте.
  • 3
  • В) В проектной документации.
  • 4
  • Г) В руководствах по безопасности.
  • Комментарии
  • ФНП N 559 п. п. 10. Способы и средства, исключающие выход параметров за установленные пределы, устанавливают в исходных данных на разработку документации ХОПО и указывают в технологическом регламенте на производство продукции.

    Исходные данные на разработку документации на ХОПО разрабатывают научно-исследовательские организации или организации, специализирующиеся в соответствующей области.

  • 3-1. Для чего следует разрабатывать технологический регламент?
  • 1
  • А) Для технологического процесса производства определенных видов продуктов (или полупродуктов) заданного качества.
  • 2
  • Б) Для подготовки проектной документации.
  • 3
  • В) Для подготовки планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий.
  • Комментарии
  • ФНП 631  п.5. Технологический регламент разрабатывается для технологического процесса производства определенных видов продуктов (или полупродуктов) заданного качества. 

    Информация и данные, приводимые в технологических регламентах, могут быть использованы при разработке документации по осуществлению эксплуатирующей организацией производственного контроля, разработке плана мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах, а также деклараций промышленной безопасности.

  • 4-1. Какие существуют типы технологических регламентов в зависимости от степени освоенности производств и целей осуществляемых работ?
  • 1
  • А) Постоянные, временные и разовые лабораторные.
  • 2
  • Б) Периодически пересматриваемые.
  • 3
  • В) Входящие в состав проектной документации или пусковые.
  • Комментарии
  • Приказ 631 п.6. В зависимости от степени освоенности производств и целей осуществляемых работ предусматриваются следующие типы технологических регламентов:

    постоянные;

    временные (пусковые);

    разовые лабораторные (пусковые записки, производственные методики).

  • 5-1. Как производится описание технологической схемы в разделе «Описание химико-технологического процесса и схемы»?
  • 1
  • А) По стадиям технологического процесса, начиная с поступления и подготовки сырья и кончая отгрузкой готового продукта.
  • 2
  • Б) По стадиям технологического процесса, начиная с загрузки сырья в технологическое оборудование.
  • 3
  • В) По стадиям технологического процесса, начиная с загрузки сырья в технологическое оборудование и кончая отгрузкой готового продукта.
  • Комментарии
  • Приказ 631 п.18. Описание технологической схемы производится по стадиям технологического процесса, начиная с поступления и подготовки сырья и кончая отгрузкой готового продукта. В описании указываются:

    основные технологические параметры процесса, при этом особо выделяются параметры, влияющие на обеспечение качества продукции и безопасность процесса;

    используемое основное оборудование;

    системы регулирования, сигнализаций и блокировок технологических параметров;

    ссылки на чертеж технологической схемы, включенной в состав регламента.

    В случае если на подготовку сырья имеется специальный регламент (рецептура), то при описании технологической схемы делается на них ссылка.

  • 6-1. Что необходимо указывать в описании процессов разделения химических продуктов (горючих или их смесей с негорючими) в разделе «Описание химико-технологического процесса и схемы»?
  • 1
  • А) Степень разделения сред и меры взрывобезопасности, предотвращающие образование взрывоопасных смесей на всех стадиях процесса.
  • 2
  • Б) Степень разделения сред, меры взрывобезопасности, показатели пожароопасности и токсичности.
  • 3
  • В) Показатели взрывопожароопасности, а также токсичные свойства всех веществ, участвующих в процессе на всех стадиях.
  • Комментарии
  • Приказ 631 п.19. В описании процессов разделения химических продуктов (горючих или их смесей с негорючими) необходимо указывать степень разделения сред и меры взрывобезопасности, предотвращающие образование взрывоопасных смесей на всех стадиях процесса.

  • 7-1. На основе каких данных составляется материальный баланс для действующих производств?
  • 1
  • А) Материальный баланс для действующих производств составляется по достигнутым показателям работы производств в последний год перед составлением технологического регламента.
  • 2
  • Б) Материальный баланс для действующих производств составляется по данным проекта.
  • 3
  • В) Материальный баланс для действующих производств составляется по данным проекта с учетом внесенных в проект изменений, включения или исключения дополнительных операций или стадий.
  • Комментарии
  • Приказ 631  п.31. Материальный баланс для новых производств составляется по данным проекта. Для действующих - по достигнутым показателям работы производств в последний год перед составлением технологического регламента.

    Пересматривается материальный баланс только в случае включения в технологический процесс или исключения из него дополнительных операций или стадий.

  • 8-1. Что не оказывает непосредственного влияния на химическую безопасность химико-технологического процесса?
  • 1
  • А) Рациональный подбор взаимодействующих компонентов исходя из условия максимального снижения или исключения образования химически опасных смесей или продуктов.
  • 2
  • Б) Применение компонентов в фазовом состоянии, затрудняющем или исключающем образование химически опасной смеси.
  • 3
  • В) Наличие средств индивидуальной защиты у персонала, обслуживающего технологические установки.
  • 4
  • Г) Нарушение энергообеспечения.
  • Комментарии
  • ФНП № 559 п. 10. Условия химической безопасности проведения отдельного химико-технологического процесса или его стадий обеспечивают:

    рациональным подбором взаимодействующих компонентов исходя из условия максимального снижения или исключения образования химически опасных смесей или продуктов (устанавливается в исходных данных); 

    выбором рациональных режимов дозирования компонентов, предотвращением возможности отклонения их соотношений от регламентированных значений и образования химически опасных концентраций в системе (устанавливают в технической документации на ХОПО); 

    введением в технологическую среду исходя из физико-химических условий процесса дополнительных веществ: инертных разбавителей-флегматизаторов, веществ, приводящих к образованию инертных разбавителей или препятствующих образованию химически опасных смесей (устанавливают в исходных данных); 

    рациональным выбором гидродинамических характеристик процесса (способов и режима перемещения среды и смешения компонентов, напора и скорости потока) и теплообменных характеристик (теплового напора, коэффициента теплопередачи, поверхности теплообмена), а также геометрических параметров аппаратов (устанавливают в исходных данных и технической документации на ХОПО); 

    применением компонентов в фазовом состоянии, затрудняющем или исключающем образование химически опасной смеси (устанавливают в исходных данных); 

    выбором значений параметров состояния технологической среды (состава, давления, температуры), снижающих ее химическую опасность (устанавливают в исходных данных); 

    надежным энергообеспечением (устанавливают в технической документации на ХОПО).

  • 9-1. В течение какого времени средства обеспечения энергоустойчивости химико-технологической системы должны обеспечить способность функционирования средств противоаварийной защиты?
  • 1
  • А) В течение 24 часов.
  • 2
  • Б) В течение 8 часов.
  • 3
  • В) Время устанавливается в проектной документации.
  • 4
  • Г) В течение времени, достаточного для исключения опасной ситуации.
  • Комментарии
  • Приказ 559  п.14. Энергетическая устойчивость химико-технологической системы ХОПО обеспечивается выбором рациональной схемы энергоснабжения, количеством источников электропитания (основных и резервных), их надежностью и должна обеспечивать безаварийный останов технологического процесса ХОПО при возникновении сбоев или аварий в системе энергоснабжения. 

    Параметры, характеризующие энергоустойчивость химико-технологического процесса, средства и методы обеспечения этой устойчивости определяют при разработке документации на ХОПО и устанавливаются в технологическом регламенте на производство продукции.

    Средства обеспечения энергоустойчивости химико-технологической системы должны обеспечить способность функционирования средств ПАЗ в течение времени, достаточного для исключения опасной ситуации.

  • 10-1. Какой должна быть скорость срабатывания автоматических быстродействующих запорных и (или) отсекающих устройств на объектах I и II классов опасности?
  • 1
  • А) С автоматическим управлением - не более 12 секунд.
  • 2
  • Б) С автоматическим управлением - не более 120 секунд.
  • 3
  • В) С автоматическим управлением - не более 300 секунд.
  • 4
  • Г) С автоматическим управлением - время срабатывания устанавливается разработчиком проекта.
  • Комментарии
  • ФНП N 559 п. 18. Для максимального снижения выбросов в окружающую среду химически опасных веществ ХОПО (установок, блоков) при аварийной разгерметизации системы в технологических блоках, связанных с получением, использованием, перерабатыванием, образованием химически опасных веществ, необходимо предусматривать следующие меры:

    на объектах I и II класса опасности - установка автоматических быстродействующих запорных и (или) отсекающих устройств со временем срабатывания не более 12 с;

    на объектах III класса опасности - установка запорных и (или) отсекающих устройств с дистанционным управлением и временем срабатывания не более 120 с;

    на объектах IV класса опасности - установка запорных устройств с ручным приводом, при этом следует предусматривать минимальное время приведения их в действие за счет рационального размещения (максимально допустимого приближения к рабочему месту оператора), но не более 300 с. При этом должны быть обеспечены условия безопасного отсечения потоков и исключены гидравлические удары.

  • 11-1. Какой должна быть скорость срабатывания автоматических быстродействующих запорных и (или) отсекающих устройств на объектах III класса опасности?
  • 1
  • А) Не менее 12 секунд.
  • 2
  • Б) Не более 120 секунд.
  • 3
  • В) Не менее 300 секунд.
  • 4
  • Г) Не менее 240 секунд.
  • Комментарии
  • ФНП N 559 п. 17. Для максимального снижения выбросов в окружающую среду химически опасных веществ ХОПО (установок, блоков) при аварийной разгерметизации системы в технологических блоках, связанных с получением, использованием, перерабатыванием, образованием химически опасных веществ, необходимо предусматривать следующие меры:

    на объектах I и II класса опасности - установка автоматических быстродействующих запорных и (или) отсекающих устройств со временем срабатывания не более 12 с;

    на объектах III класса опасности - установка запорных и (или) отсекающих устройств с дистанционным управлением и временем срабатывания не более 120 с;

    на объектах IV класса опасности - установка запорных устройств с ручным приводом, при этом следует предусматривать минимальное время приведения их в действие за счет рационального размещения (максимально допустимого приближения к рабочему месту оператора), но не более 300 с. При этом должны быть обеспечены условия безопасного отсечения потоков и исключены гидравлические удары.

  • 12-1. Из каких разделов состоит План мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах?
  • 1
  • А) Из общих разделов.
  • 2
  • Б) Из разделов, предусмотренных требованиями федеральных норм и правил в области промышленной безопасности.
  • 3
  • В) Из общих и специальных разделов.
  • 4
  • Г) Из специальных разделов.
  • Комментарии
  • ФНП N 730 п. 11. План мероприятий состоит из общих и специальных разделов.

  • 13-1. Какие устанавливаются уровни для стадий развития аварии?
  • 1
  • А) "А", "Б" и "В".
  • 2
  • Б) "А", "Б", "В" и "Г".
  • 3
  • В) Только "А" и "Б".
  • 4
  • Г) "А", "Б", "В", "Г" и "Д".
  • Комментарии
  • Приказ N 781 п.  2.2.6.3. Определение возможных сценариев возникновения и развития аварий проводится исходя из: 

    анализа произошедших аварий; 

    свойств обращающихся опасных веществ; 

    аппаратурного оформления и компоновочных решений блока; 

    технологических параметров процесса; 

    места возникновения аварии (помещение или открытое пространство). 

    Краткое описание сценария включает в себя: наименование аварии, стадии ее развития, воздействие поражающих факторов на персонал, оборудование, здания и сооружения, окружающую среду (рекомендуемый образец краткого описания сценариев аварий приведен в Приложении №9  к настоящим Рекомендациям). 

    Каждая авария может иметь несколько стадий развития и при определенных условиях может быть локализована или перейти на более высокий уровень (с большей степенью действия поражающих факторов). 

    Для каждой стадии развития аварии устанавливается соответствующий уровень ("А", "Б" и "В"). 

  • 14-1. Чем характеризуется авария уровня "Б"?
  • 1
  • А) Характеризуется развитием и выходом ее поражающих факторов за пределы границ населённого пункта.
  • 2
  • Б) Характеризуется ее развитием в пределах одного опасного производственного объекта или его составляющей.
  • 3
  • В) Характеризуется развитием и выходом ее поражающих факторов за пределы границ предприятия.
  • 4
  • Г) Характеризуется ее выходом за пределы опасного производственного объекта или его составляющей и развитием ее в пределах границ предприятия.
  • Комментарии
  • Приказ  N 781 п.  2.2.6.3.На уровне "А" авария характеризуется ее развитием в пределах одного ОПО или его составляющей.

    На уровне "Б" авария характеризуется ее выходом за пределы ОПО или его составляющей и развитием ее в пределах границ предприятия.

    На уровне "В" авария характеризуется развитием и выходом ее поражающих факторов за пределы границ предприятия. Аварии уровня "В" в оперативной части ПЛА не рассматриваются.

  • 15-1. В каких случаях производится внеочередная проверка знаний Плана мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах?
  • 1
  • А) Внеочередная проверка знаний плана мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий предусматривается только при внесении изменений в план мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий.
  • 2
  • Б) Внеочередная проверка знаний плана мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий предусматривается при внесении изменений в план мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий, при переводе работников организации на другое рабочее место в случае их неквалифицированных действий при проведении учебной тревоги, а также по предложениям территориальных органов Ростехнадзора.
  • 3
  • В) Внеочередная проверка знаний плана мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий предусматривается только по предложениям территориальных органов Ростехнадзора.
  • 4
  • Г) Внеочередная проверка знаний плана мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий предусматривается только при переводе работников организации на другое рабочее место и по предложениям территориальных органов Ростехнадзора.
  • Комментарии
  • Приказ N 781 п.  9.7. Внеочередная проверка знаний ПЛА предусматривается при внесении изменений в ПЛА, при переводе работников организации на другое рабочее место, в случае их неквалифицированных действий при проведении учебной тревоги, а также по предложениям территориальных органов Ростехнадзора.

  • 16-1. Куда передается оперативное сообщение об аварии или инциденте?
  • 1
  • А)В страховую компанию, с которой заключен договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии, инцидента на опасном объекте.
  • 2
  • Б)В соответствующий орган прокуратуры.
  • 3
  • В) В территориальный орган Ростехнадзора, осуществляющий надзор за объектом, либо в территориальный орган Ростехнадзора, на территории деятельности которого произошла авария, инцидент (при временной регистрации передвижных технических устройств (кранов, подъемников (вышек), передвижных котельных, цистерн, вагонов, локомотивов, автомобилей и т.п.).
  • 4
  • Г) В вышестоящий орган или организацию (при наличии таковых), а также в профсоюзную организацию.
  • 5
  • Д) В орган местного самоуправления и в государственную инспекцию труда по субъекту Российской Федерации.
  • 6
  • Е) Во все перечисленные организации.
  • Комментарии
  • Приказ N 480 п. 6. Организация (ее руководитель или лицо, его замещающее), эксплуатирующая объект, на котором произошла авария, инцидент или случай утраты взрывчатых материалов промышленного назначения, проводит следующие мероприятия: 

    1) передает оперативное сообщение об аварии, инциденте, оформленное по рекомендуемому образцу согласно приложению №1 к настоящему Порядку, в:

    территориальный орган Службы, осуществляющий надзор за объектом, либо в территориальный орган Службы, на территории деятельности которого произошла авария, инцидент (при временной регистрации передвижных технических устройств (кранов, подъемников (вышек), передвижных котельных, цистернах, вагонов, локомотивов, автомобилей и т.п.); 

    вышестоящий орган или организацию (при наличии таковых); 

    орган местного самоуправления; 

    государственную инспекцию труда по субъекту Российской Федерации; 

    профсоюзную организацию; 

    страховую компанию, с которой заключен договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии, инцидента на опасном объекте; 

    соответствующий орган прокуратуры;

  • 17-1. В течение какого срока должен быть составлен акт технического расследования причин аварии на опасных производственных объектах?
  • 1
  • А) 10 рабочих дней.
  • 2
  • Б) 15 рабочих дней.
  • 3
  • В) 20 рабочих дней.
  • 4
  • Г) 30 рабочих дней.
  • Комментарии
  • Приказ № 480 п. 14. Комиссия по техническому расследованию незамедлительно с даты подписания приказа приступает к работе и в течение 30 календарных дней составляет акт технического расследования причин аварии на опасном производственном объекте, гидротехническом сооружении, оформленный по рекомендуемому образцу согласно приложению N 3 к настоящему Порядку, и готовит другие необходимые материалы, перечисленные в пункте 24 настоящего Порядка. (в ред. Приказа Ростехнадзора от 15.08.2017 N 313)

  • 18-1. Кто осуществляет финансирование расходов на техническое расследование причин аварии?
  • 1
  • А) Орган местного самоуправления.
  • 2
  • Б) Организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, на котором произошла авария.
  • 3
  • В) Вышестоящий орган или организация.
  • 4
  • Г) Страховая компания.
  • Комментарии
  • Приказ № 480 п. 20. Финансирование расходов на техническое расследование причин аварии осуществляется организацией, эксплуатирующей опасный производственный объект, ГТС, на котором произошла авария.

    (в ред. Приказа Ростехнадзора от 15.08.2017 N 313).