Тема Б.9.9. (февраль 2022 г.) Эксплуатация грузовых подвесных канатных дорог
Билет № 1

  • К какой деятельности в области промышленной безопасности Правила безопасности грузовых подвесных канатных дорог требования не устанавливают?
  • 1
  • К изготовлению, монтажу, наладке, обслуживанию и ремонту.
  • 2
  • К проектированию грузовых подвесных канатных дорог.
  • 3
  • К эксплуатации, капитальному ремонту, техническому перевооружению, консервации и ликвидации.
  • 4
  • К проведению экспертизы промышленной безопасности.
  • Комментарии
  • Приказ Ростехнадзора от 03.12.2020 N 487 п.  1. ФНП устанавливают обязательные требования к деятельности в области промышленной безопасности на опасных производственных объектах (далее - ОПО), на которых используются грузовые подвесные канатные дороги при:

    а) эксплуатации, капитальном ремонте, техническом перевооружении, консервации и ликвидации;

    б) изготовлении, монтаже, наладке, обслуживании и ремонте;

    в) проведении экспертизы промышленной безопасности.

  • На какие виды грузовых канатных дорог не распространяются требования Правил безопасности грузовых подвесных канатных дорог?
  • 1
  • Трехканатные кольцевые подвесные канатные дороги с отцепляемым на станциях подвижным составом.
  • 2
  • Одноканатные кольцевые грузовые подвесные канатные дороги с неотцепляемым на станциях подвижным составом.
  • 3
  • Двухканатные подвесные канатные дороги с отцепляемым на станциях подвижным составом.
  • 4
  • Двухканатные грузовые подвесные канатные дороги с реверсивным (маятниковым) движением подвижного состава.
  • Комментарии
  • Приказ Ростехнадзора от 03.12.2020 N 487 п.2. Требования настоящих ФНП распространяются на ОПО, состоящие из строительной части (здания и сооружения) и технического устройства (технологического оборудования), служащего для транспортирования грузов в подвижном составе (вагонетках, имеющих в своем составе ходовые тележки, шарнирную подвеску, откидывающийся или раскрывающийся кузов), перемещающемся по канатам и/или посредством канатов, которые поддерживаются установленными на линии опорами (далее - ГПКД, грузовые подвесные канатные дороги), и оборудование, используемое совместно с ГПКД:

    а) ГПКД с непрерывным кольцевым движением прикрепленного к канату, предназначенному для перемещения прикрепленного к нему подвижного состава (далее - несуще-тяговый канат) подвижным составом, отцепляемым от каната на станциях (далее - одноканатные кольцевые ГКПД с отцепляемым на станциях подвижным составом);

    б) ГПКД с непрерывным кольцевым движением подвижного состава, прикрепленного к несуще-тяговому канату (далее - одноканатные кольцевые ГКПД с неотцепляемым на станциях подвижным составом)

    в) ГПКД с непрерывным кольцевым движением отцепляемого на станциях подвижного состава по несущему канату (или жесткому рельсу) посредством каната, предназначенного для перемещения подвижного состава по несущему канату или рельсовому пути (далее - тяговый канат) (далее - двухканатные кольцевые ГКПД с отцепляемым на станциях подвижным составом);

    г) ГПКД с реверсивным (маятниковым) движением подвижного состава, прикрепленного к несуще-тяговому канату (далее - одноканатные ГПКД);

    д) ГПКД с реверсивным (маятниковым) движением подвижного состава по канату, по которому перемещается подвижной состав (далее - несущему канату) посредством тягового каната (далее - двухканатные ГПКД с реверсивным (маятниковым) движением подвижного состава).

  • При каком минимальном зазоре между встречными вагонетками при поперечном раскачивании канатов с вагонетками внутрь колеи от воздействия ветра, допустимого для эксплуатации грузовых подвесных канатных дорог, расстояние между двумя ветвями дороги будет удовлетворять данному условию?
  • 1
  • 0,3 м.
  • 2
  • 0,5 м.
  • 3
  • 1 м
  • 4
  • 1,5 м.
  • Комментарии
  • Приказ Ростехнадзора от 03.12.2020 N 487 п.16. Расстояние между двумя ветвями дороги должно удовлетворять условию, при котором зазор между встречными вагонетками составляет не менее 0,5 метра при поперечном раскачивании канатов с вагонетками внутрь колеи от воздействия ветра, допустимого для эксплуатации ГПКД.

  • Какое из перечисленных требований к безопасности технологических процессов грузовых подвесных канатных дорог указано неверно?
  • 1
  • Минимальное усилие со стороны каната на каждый поддерживающий ролик одноканатных грузовых подвесных канатных дорог должно быть не менее 500 Н.
  • 2
  • Увеличение натяжения каната на 40% приводит к отрыву каната и потере его контакта с роликом на опоре, наивысшая точка которой находится ниже хорды, соединяющей две соседние с ней опоры.
  • 3
  • Роликовые балансиры на опорах одноканатных грузовых подвесных канатных дорог должны состоять не менее чем из двух роликов.
  • 4
  • Поддерживающие ролики не должны вызывать отклонение несуще-тяговых и тяговых канатов более чем на 10%.
  • Комментарии
  • Приказ Ростехнадзора от 03.12.2020 N 487 п.64. Роликовые балансиры на опорах одноканатных ГПКД должны состоять не менее чем из двух роликов. Одинарные ролики должны использоваться только для направления канатов, входящих на приводной или обратный шкив.

    65. Минимальное усилие со стороны каната на каждый поддерживающий ролик одноканатных ГПКД должно быть не менее 500 Н. Увеличение натяжения каната на 40 процентов не должно приводить к отрыву каната и потере его контакта с роликом на опоре, наивысшая точка которой находится ниже хорды, соединяющей две соседние с ней опоры.

    66. Поддерживающие ролики не должны вызывать отклонение несуще-тяговых и тяговых канатов более чем на 10 процентов.

  • Кем принимается решение о вводе в эксплуатацию грузовых подвесных канатных дорог?
  • 1
  • Ответственным за осуществление производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности при эксплуатации ОПО.
  • 2
  • Руководителем организации-эксплуатанта.
  • 3
  • Территориальным органом Ростехнадзора.
  • 4
  • Техническим руководителем.
  • Комментарии
  • Приказ Ростехнадзора от 03.12.2020 N 487 п.98. Решение о вводе в эксплуатацию ГПКД принимается ответственным за осуществление производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности при эксплуатации ОПО на основании положительного заключения экспертизы промышленной безопасности ГПКД и с учетом сведений, содержащихся в акте о возможности ввода в эксплуатацию ГПКД, с внесением записи в паспорт ГПКД и указанием даты ввода ее в эксплуатацию.

  • Для каких нагрузок учитывается повышающий коэффициент нагрузок 1,1, соответствующий требованиям по надежности грузовых подвесных канатных дорог?
  • 1
  • Для нагрузок от натяжения тягового каната.
  • 2
  • Для нагрузок от трения канатов по башмаку.
  • 3
  • Для нагрузок от веса оборудования.
  • 4
  • Для нагрузок от натяжения расчалочных канатов.
  • 5
  • Для нагрузок от натяжения сетевых канатов.
  • Комментарии
  • Приказ Ростехнадзора от 03.12.2020 N 487 п.20. Прочность и устойчивость станций и сооружений ГПКД должна соответствовать требованиям по надежности, учитывающим повышающие коэффициенты нагрузок:

    1,2 - для нагрузок от натяжения несущих канатов (для конструкций с консольной нагрузкой от несущих канатов для порожнякового каната коэффициент надежности по нагрузкам допускается принимать равным 1,0 при минимальном натяжении каната);

    1,4 - для нагрузок от натяжения тягового каната;

    1,2 - для нагрузок от натяжения сетевых и расчалочных канатов;

    1,0 - для динамической горизонтальной нагрузки сопротивления при проходе вагонетки через опору;

    1,2 - для нагрузок от веса вагонеток, включая вес груза в кузове вагонетки;

    1,1 - для нагрузок от веса оборудования;

    1,3 - для нагрузок от трения канатов по башмаку.

  • Кем проводится техническое освидетельствование грузовых подвесных канатных дорог? Укажите все правильные ответы
  • 1
  • Эксплуатирующей организацией при наличии квалифицированного персонала.
  • 2
  • Инспектором Ростехнадзора.
  • 3
  • Специализированной организацией в присутствии специалиста, ответственного за исправное состояние и безопасную эксплуатацию грузовых подъемных канатных дорог.
  • 4
  • Специализированной организацией совместно с инспектором Ростехнадзора.
  • Комментарии
  • Приказ Ростехнадзора от 03.12.2020 N 487 п.115. Техническое освидетельствование проводится эксплуатирующей организацией при наличии квалифицированных работников или специализированной организацией в присутствии должностного лица на которого возложены функции ответственного за исправное состояние и безопасную эксплуатацию ГПКД.

  • Выберите обязательные конструктивные особенности полов на станциях в местах прохода людей, имеющих уклон свыше 10 %. Укажите все правильные ответы
  • 1
  • должны быть ребристыми
  • 2
  • должны покрыты резиной
  • 3
  • должны быть ступенчатыми.
  • 4
  • должны покрыты противоскользящим материалом
  • Комментарии
  • ПРИКАЗ от 3 декабря 2020 года N 487

    21. Полы на станциях в местах прохода людей, имеющие уклон свыше 10 процентов, должны быть ребристыми или ступенчатыми.

  • Какое утверждение соответствует требованиям к ширине предохранительных мостов?
  • 1
  • Должна обеспечивать перекрытие пространства на 2 м в каждую сторону от оси несущего каната.
  • 2
  • Должна обеспечивать перекрытие пространства на 1,25 м в каждую сторону от оси несущего каната.
  • 3
  • Должна обеспечивать перекрытие пространства на 1,5 м в каждую сторону от оси несущего каната.
  • 4
  • Должна обеспечивать перекрытие пространства на 2,25 м в каждую сторону от оси несущего каната.
  • Комментарии
  • Приказ Ростехнадзора от 03.12.2020 N 487 п.84. Ширина предохранительных сетей должна обеспечивать перекрытие предохраняемого пространства на 2 метра в каждую сторону от оси несущего каната (для пролетов свыше 250 метров - от габарита качающейся вагонетки при расчетной ветровой нагрузке). Высота бортов сетей должна быть не менее 1,2 метра.

  • Кто должен по результатам экспертизы промышленной безопасности обеспечивать выполнение мероприятий по повышению уровня безопасности ГПКД в установленные сроки либо принимать решение о выводе ее из эксплуатации?
  • 1
  • Специализированная организация.
  • 2
  • Эксплуатирующая организация.
  • 3
  • Территориальный орган Ростехнадзора.
  • Комментарии
  • Приказ Ростехнадзора от 03.12.2020 N 487 п. 4. КД подлежат экспертизе промышленной безопасности в соответствии с федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности "Правила проведения экспертизы промышленной безопасности", утвержденными приказом Ростехнадзора от 20 октября 2020 г. N 420 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 11 декабря 2020 г., регистрационный N 61391).

    Организация, индивидуальный предприниматель, эксплуатирующие ГПКД (далее - эксплуатирующая организация), по результатам экспертизы промышленной безопасности обеспечивают выполнение мероприятий по повышению уровня безопасности ГПКД в сроки, указанные в экспертном заключении, или выводит ГПКД из эксплуатации.

  • В соответствии с требованиями каких из перечисленных документов должны осуществляться транспортировка к месту монтажа, а также хранение оборудования ГПКД, узлов и деталей?
  • 1
  • ФНП "Правила безопасности грузовых подвесных канатных дорог".
  • 2
  • Внутренних правил перевозчика.
  • 3
  • Инструкции изготовителя.
  • 4
  • Проектной (конструкторской) документации.
  • Комментарии
  • Приказ Ростехнадзора от 03.12.2020 N 487 п.8. Транспортировка к месту монтажа, а также хранение оборудования ГПКД, узлов и деталей должны осуществляться с учетом требований по безопасности, предусмотренных проектной (конструкторской) документацией.

  • Какая максимальная скорость движения груженых вагонеток на линии установлена для двухканатных кольцевых ГПКД при наличии на их станциях горизонтальных обводных шкивов?
  • 1
  • 1,0 м/с.
  • 2
  • 1,6 м/с.
  • 3
  • 2,0 м/с.
  • 4
  • 2,5 м/с.
  • Комментарии
  • Приказ Ростехнадзора от 03.12.2020 N 487 п.10. Скорость движения вагонеток на линии не должна превышать:

    для одноканатных кольцевых ГПКД с неотцепляемым на станциях подвижным составом - 3 м/с;

    для одноканатных кольцевых ГПКД с отцепляемым на станциях подвижным составом - 6 м/с;

    для двухканатных кольцевые ГПКД с отцепляемым на станциях подвижным составом - 6 м/с.

    При наличии на станциях ГПКД, указанных выше в настоящем пункте, горизонтальных обводных шкивов скорость движения вагонеток должна составлять 1,6 м/с - для груженых и 2,0 м/с - для порожних, а при наличии на несущих канатах линейных муфт или предохранительных бандажей скорость движения вагонеток должна составлять 3,5 м/с;

    одноканатные грузовые подвесные канатные дороги с реверсивным (маятниковым) движением подвижного состава - 8 м/с;

    двухканатные грузовые подвесные канатные дороги с реверсивным (маятниковым) движением подвижного состава - 12 м/с.

  • Какая максимальная скорость движения вагонеток на линии установлена для двухканатной кольцевой ГПКД при наличии на линии линейных муфт?
  • 1
  • 1,5 м/с.
  • 2
  • 2,0 м/с.
  • 3
  • 3,0 м/с.
  • 4
  • 3,5 м/с.
  • Комментарии
  • ФНП № 563 п. 10. Скорость движения вагонеток на линии не должна превышать:

    для одноканатных кольцевых ГПКД с неотцепляемым на станциях подвижным составом - 3 м/с;

    для одноканатных кольцевых ГПКД с отцепляемым на станциях подвижным составом - 6 м/с;

    для двухканатных кольцевые ГПКД с отцепляемым на станциях подвижным составом - 6 м/с.

    При наличии на станциях ГПКД, указанных выше в настоящем пункте, горизонтальных обводных шкивов скорость движения вагонеток должна составлять 1,6 м/с - для груженых и 2,0 м/с - для порожних, а при наличии на несущих канатах линейных муфт или предохранительных бандажей скорость движения вагонеток должна составлять 3,5 м/с;

     

  • Какой величины должен быть зазор между габаритом вагонетки (с учетом поперечного и продольного качания и полного круга вращения ее кузова) и полом станции?
  • 1
  • Не менее 0,1 м.
  • 2
  • Не менее 0,15 м.
  • 3
  • Не менее 0,2 м.
  • 4
  • Не менее 0,25 м
  • Комментарии
  • Приказ Ростехнадзора от 03.12.2020 N 487 п.11. На станциях и других сооружениях зазоры между габаритом вагонетки (с учетом поперечного и продольного качания и полного круга вращения ее кузова) и строительными конструкциями станций и других сооружений должны быть не менее:

    0,1 м - до пола станции или до верха груза, лежащего на решетке над бункером;

    0,6 м - до стен в местах возможного нахождения людей;

    0,2 м - до выступающих частей колонн;

    0,3 м - до настила предохранительного моста;

    0,5 м - до предохранительной сетки.

  • Какое минимальное расстояние по вертикали от низшей точки вагонетки на трассе ГПКД должно быть при прохождении над зданиями и сооружениями?
  • 1
  • 0,5 м.
  • 2
  • 1,0 м.
  • 3
  • 1,5 м.
  • 4
  • 2,0 м.
  • Комментарии
  • Приказ Ростехнадзора от 03.12.2020 N 487 п.12. На трассе ГПКД расстояние по вертикали от низшей точки вагонетки с учетом продольного качания, а также каната или предохранительного устройства должно быть:

    над территориями поселков, промышленных предприятий, строительных площадок, поверхностью возделываемых полей - не менее 5 м;

    над зданиями и сооружениями - не менее 2 м;

    над незастроенными территориями - не менее 2,5 м;

    допускаются меньшие расстояния до уровня земли при условии ограждения этих участков (минимальный зазор 0,3 м).

  • Каким должно быть свободное боковое пространство между вагонеткой (с учетом поперечного качания каната и вагонеток) и сооружениями или естественными препятствиями в местах, где возможен проход людей?
  • 1
  • Не менее 2 м.
  • 2
  • Не более 1,5 м.
  • 3
  • Не более 1 м.
  • 4
  • Не менее 1 м.
  • Комментарии
  • Приказ Ростехнадзора от 03.12.2020 N 487 п.14. На трассе ГПКД свободное боковое пространство между вагонеткой (с учетом поперечного качания каната и вагонеток) и сооружениями или естественными препятствиями должно быть не менее 1 м, а в местах, где возможен проход людей - не менее 2 м.

  • Какое минимальное соотношение между натяжением несущего каната и весом груженой вагонетки?
  • 1
  • 6 (шесть).
  • 2
  • 7(семь).
  • 3
  • 8 (восемь).
  • 4
  • 9 (девять).
  • 5
  • 10 (десять).
  • Комментарии
  • Приказ Ростехнадзора от 03.12.2020 N 487 п.56. Натяжение несущего каната должно создаваться противовесом или заякориванием обоих концов каната. При заякоривании обоих концов каната необходимо не менее одного раза в шесть месяцев контролировать и корректировать величину его натяжения. Соотношение между минимальным натяжением несущего каната и весом груженой вагонетки должно быть не менее 8.

  • Какой дожна быть минимальная ширина полосы свободной от зданий, сооружений, растительности и других препятствий, в каждую сторону от оси канатной дороги отсутствии предохранительных устройств и ширине колеи 4 м?
  • 1
  • 4,0 м.
  • 2
  • 4,5 м.
  • 3
  • 5,0 м.
  • 4
  • 6,0 м.
  • Комментарии
  •  Приказ Ростехнадзора от 03.12.2020 N 487 п. 17. По оси канатной дороги в местах, где отсутствуют предохранительные устройства, должно быть обеспечено наличие полосы, свободной от зданий, сооружений, растительности и других препятствий. Минимальная ширина такой полосы в каждую сторону от оси канатной дороги должна соответствовать параметрам, определяемым по формуле:

    А : 2 + 2 метра,

    где А – ширина колеи канатной дороги (расстояние между несущими (несуще-тяговыми) канатами), измеряемая в метрах.

  • Каким условиям должна соответствовать длина натяжного участка несущих канатов (канат, по которому перемещается подвижной состав)?
  • 1
  • Условиям, при которых увеличение или уменьшение натяжения любого из несущих канатов от трения на шкивах и башмаках (башмак (опорный, отклоняющий) - закрепленное жестко или качающееся устройство на опоре или станции, обеспечивающее поддержку или отклонение несущего каната) не превышает 40% от расчетного.
  • 2
  • Условиям, при которых увеличение или уменьшение натяжения любого из несущих канатов от трения на шкивах и башмаках (башмак (опорный, отклоняющий) - закрепленное жестко или качающееся устройство на опоре или станции, обеспечивающее поддержку или отклонение несущего каната) не превышает 10% от расчетного.
  • 3
  • Условиям, при которых увеличение или уменьшение натяжения любого из несущих канатов от трения на шкивах и башмаках (башмак (опорный, отклоняющий) - закрепленное жестко или качающееся устройство на опоре или станции, обеспечивающее поддержку или отклонение несущего каната) не превышает 30% от расчетного.
  • 4
  • Условиям, при которых увеличение или уменьшение натяжения любого из несущих канатов от трения на шкивах и башмаках (башмак (опорный, отклоняющий) - закрепленное жестко или качающееся устройство на опоре или станции, обеспечивающее поддержку или отклонение несущего каната) не превышает 20% от расчетного.
  • Комментарии
  • Приказ Ростехнадзора от 03.12.2020 N 487 п.9. Длина натяжного участка несущих канатов, по которому перемещается подвижной состав должна соответствовать условиям, при которых увеличение или уменьшение натяжения любого из несущих канатов от трения на шкивах и на закрепленных жестко или качающихся устройствах на опоре или станции, обеспечивающих поддержку или отклонение несущего каната (далее - башмак (опорный, отклоняющий) не превышает 30 процентов от расчетного.

  • С какой периодичностью необходимо контролировать и корректировать величину натяжения несущего каната при заякоривании обоих концов каната?
  • 1
  • Не менее одного раза в месяц.
  • 2
  • Не менее одного раза в три месяца.
  • 3
  • Не менее одного раза в шесть месяцев.
  • 4
  • Не менее одного раза в год.
  • Комментарии
  • Приказ Ростехнадзора от 03.12.2020 N 487 п.56. Натяжение несущего каната должно создаваться противовесом или заякориванием обоих концов каната. При заякоривании обоих концов каната необходимо не менее одного раза в шесть месяцев контролировать и корректировать величину его натяжения. Соотношение между минимальным натяжением несущего каната и весом груженой вагонетки должно быть не менее 8.