Тема Б.11.1.(март 2021г) Тесты Строительство, эксплуатация, растительного сырья
Билет № 1

  • В каких целях должны проектироваться аспирационные установки на предприятиях по хранению и переработке зерна и предприятиях хлебопекарной промышленности?
  • 1
  • Только для создания разрежения внутри технологического оборудования и транспортирующих машин для предотвращения выделения пыли в производственные помещения.
  • 2
  • Только для очистки зерна и сортирования воздушными потоками продуктов размола и шелушения.
  • 3
  • Только для удаления избыточного тепла и влаги из оборудования.
  • 4
  • Для достижения всех перечисленных целей, создания необходимых санитарно-гигиенических условий и предупреждения возникновения пожаров и взрывов пылевоздушных смесей.
  • Комментарии
  • Приказ 169 п.1.4. Аспирационные установки представляют собой комплекс специального оборудования, объединенного в системе в целях:

    создания разрежения внутри технологического оборудования и транспортирующих машин для предотвращения выделения пыли в производственные помещения;

    очистки зерна и сортирования воздушными потоками продуктов размола и шелушения;

    удаления избыточного тепла и влаги из оборудования;

    создания необходимых санитарно-гигиенических условий и предупреждения возникновения пожаров и взрывов пылевоздушных смесей.

     

  • Какое из перечисленных мероприятий, предусматриваемых проектными решениями в целях повышения эффективности работы аспирационных установок, указано неверно?
  • 1
  • Максимальная герметизация источников пылеобразования.
  • 2
  • Применение пылеотделителей с высоким коэффициентом очистки.
  • 3
  • Установка пылеотделителей после вентиляторов.
  • 4
  • Применение вентиляторов с наибольшим коэффициентом полезного действия.
  • Комментарии
  • Приказ № 169 п. 2.6. Компоновку аспирационных установок следует выполнять с соблюдением следующих условий:

    2.6.1. Аспирационные установки для повышения надежности работ и удобства эксплуатации рекомендуется проектировать с минимально возможным количеством точек отсоса.

    2.6.2. В состав установки следует включать преимущественно оборудование, работающее одновременно.

    Примечание. При невозможности выполнения данного условия расчет аспирационной установки рекомендуется вести для одновременно работающего оборудования с отключением воздуховодов от неработающего оборудования, в случае если это влияет на аэродинамический режим работы установки.

    2.6.3. При проектировании аспирационных установок необходимо стремиться к минимальной протяженности воздуховодов.

    2.6.4. Воздуховоды рекомендуется прокладывать преимущественно вертикально или с углом наклона к горизонту не менее 60°.

    2.6.5. Горизонтальные участки желательно располагать на одном-двух уровнях по высоте.

    2.6.6. Не допускается подача воздуха аспирационных установок в аспирационные шахты.

    2.6.7. В одну установку по возможности включают машины однородные.

    2.6.8. Следует стремиться к симметричному расположению воздуховодов относительно главной магистрали. 

    2.6.9. Не допускается прокладка воздуховодов аспирационных систем через силосы, бункеры, кабельные и другие шахты, лестничные клетки, тамбур-шлюзы, электропомещения, а также бытовые, подсобные и другие административно-хозяйственные помещения.

    Примечание. Допускается прокладка воздуховодов через силосы, бункеры, кабельные и другие шахты, если они выполнены из сварных или цельнотянутых труб, выдерживающих давление взрыва 12 кгс/см2 

  • Какую систему отопления необходимо проектировать для ликвидации вакуума и снижения запыленности воздуха в рабочих помещениях?
  • 1
  • Воздушное отопление.
  • 2
  • Паровое отопление.
  • 3
  • Водяное отопление.
  • 4
  • Панельное отопление.
  • Комментарии
  • Приказ №169  п.2.5.5. Для ликвидации вакуума и снижения запыленности воздуха в рабочих помещениях следует проектировать воздушное отопление. В системах воздушного отопления помещений, отнесенных по взрывопожарной опасности к категориям Б и В, допускается применять рециркуляцию воздуха при условии, что возвращаемый в помещения воздух пропускается через водяную завесу или другие огнепреградители.

  • Что понимается под термином «авария» согласно Методическим рекомендациям по классификации аварий и инцидентов на взрывоопасных объектах хранения и переработки зерна?
  • 1
  • А) Происшествие, в результате которого произошло разрушение сооружений и (или) технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, а также неконтролируемый взрыв и (или) выброс опасных веществ
  • 2
  • Б) Повреждение любого технического устройства на объекте
  • 3
  • В) Происшествие, сопровождающееся только неконтролируемыми взрывами и (или) выбросами опасных веществ
  • 4
  • Г) Происшествие, в результате которого произошло только разрушение сооружений и (или) технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах
  • Комментарии
  • РД 14-377-00 п.2.1. Авариями являются происшествия, в результате которых произошло разрушение сооружений и (или) технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, а также неконтролируемые взрывы и (или) выбросы опасных веществ.

  • Что из перечисленного не относится к авариям согласно Методическим рекомендациям по классификации аварий и инцидентов на взрывоопасных объектах хранения и переработки зерна?
  • 1
  • А) Взрывы пылевоздушных, пыле-, газовоздушных смесей, в результате которых разрушены полностью или частично сооружения и (или) технические устройства (технологическое, аспирационное, транспортное и другое оборудование), применяемые на опасных производственных объектах
  • 2
  • Б) Полные или частичные разрушения сооружений и (или) технических устройств (технологическое, аспирационное, транспортное и другое оборудование), применяемых на опасных производственных объектах, в результате пожара
  • 3
  • В) Случаи прекращения самотечного выпуска сыпучих продуктов из силосов, бункеров, сопровождающиеся образованием в емкостях пустот и сводов
  • 4
  • Г) Разрушения зданий, сооружений и строительных конструкций (бункеры, силосы) в результате потери их прочностных свойств
  • Комментарии
  • РД 14-377-00 п.2.2. К авариям относятся:

    2.2.1. Взрывы пылевоздушных, пыле-, газовоздушных смесей, в результате которых разрушены полностью или частично сооружения и (или) технические устройства (технологическое, аспирационное, транспортное и другое оборудование), применяемые на опасных производственных объектах.

    2.2.2. Полные или частичные разрушения сооружений и (или) технических устройств (технологическое, аспирационное, транспортное и другое оборудование), применяемых на опасных производственных объектах, в результате пожара.

    2.2.3. Разрушения зданий, сооружений и строительных конструкций (бункеры, силосы) в результате потери их прочностных свойств.

  • Какие нагрузки не учитываются при расчете силосов?
  • 1
  • А) Возникающие при изготовлении, перевозке и монтаже сборных конструкций.
  • 2
  • Б) Возникающие при изменении температур наружного воздуха.
  • 3
  • В) Возникающие от давления при взрыве.
  • 4
  • Г) Возникающие от столкновений транспортных средств с частями сооружения.
  • Комментарии
  • СП 43.13330.2012. п. 7.3.23 Конструкции силосов необходимо рассчитывать на нагрузки и воздействия в соответствии с требованиями СП 20.13330. При расчете силосов должны быть также учтены нагрузки и воздействия:

    временные - от веса сыпучих материалов, части горизонтального давления и трения сыпучих материалов о стены силосов, веса технологического оборудования [не менее 2 кПа (200 кгс/м )], усадки и ползучести бетона, крена и неравномерных осадок;

    кратковременные - возникающие при изготовлении, перевозке и монтаже сборных конструкций, при изменении температур наружного воздуха, от части горизонтального неравномерного давления сыпучих материалов, от давления воздуха, нагнетаемого в силос, при активной вентиляции и гомогенизации;

    особые - от давления при взрыве.

  • В каком положении нарушены требования Свода правил СП 43.13330.2012 при расчете конструкций силосов и их элементов?
  • 1
  • А) При определении давления на грунт под подошвой фундамента силосов следует учитывать только нагрузку, возникающую при полной загрузке силосов сыпучими материалами.
  • 2
  • Б) Расчет оснований сблокированных и отдельно стоящих силосов, возводимых на нескальных грунтах, должен производиться по предельным состояниям второй группы (по деформациям) с учетом ветровой нагрузки.
  • 3
  • В) По периметру наружных стен силосных корпусов высотой до верха карниза более 10 м следует предусматривать на кровле решетчатые ограждения высотой не менее 0,6 м из негорючих материалов.
  • 4
  • Г) Следует предусматривать мероприятия по взрывозащите и защите от статического электричества при проектировании силосов для сыпучих материалов, пыль которых способна образовать взрывоопасные концентрации.
  • Комментарии
  • СП 43.13330.2012. п. 7.3.49 Расчет оснований сблокированных и отдельно стоящих силосов, возводимых на нескальных грунтах, должен производиться по предельным состояниям второй группы (по деформациям) в соответствии с требованиями СП 22.13330. 

    7.3.51 При определении давлени я на грунт под подошвой фундамента следует учитывать как случай полной загрузки силосов сыпучими материалами, так и случай разгрузки некоторых из силосов в количестве, создающем наиболее невыгодное сочетание нагрузок. 

    7.3.55 По периметру наружных стен силосных корпусов высотой до верха карниза более 10 м следует предусматривать на кровле решетчатые ограждения высотой не менее 0,6 м из несгораемых материалов.

    7.3.56 При проектировании силосов для сыпучих материалов, пыль которых способна образовать при загрузке или разгрузке силосов взрывоопасные концентрации, должны предусматриваться мероприятия, исключающие возможность взрывов, а также предупреждающие появление электростатических разрядов.

  • Какие разгрузочные железнодорожные эстакады должны быть оборудованы передвижными обслуживающими площадками?
  • 1
  • Эстакады высотой до 6 м
  • 2
  • Эстакады высотой до 5 м
  • 3
  • Эстакады высотой до 3 м
  • 4
  • Эстакады высотой до 2 м
  • Комментарии
  • СП 43.13330.2012 п.8.5.8 Эстакады высотой до 3 м должны быть оборудованы передвижными

    обслуживающими площадками. Для эстакад высотой 3 м и более следует

    предусматривать, как правило, стационарные площадки.

    Эстакады, предназначенные для разгрузки только вагонов-самосвалов,

    допускается оборудовать обслуживающей площадкой, располагаемой со стороны,

    противоположной разгрузке.

    П р и м е ч а н и е – При использовании электропневматической дистанционной системы

    управления разгрузкой вагонов-самосвалов эстакады следует проектировать без площадок

    обслуживания. 

     

  • Какой фундамент следует предусматривать, если расчетные деформации естественного основания силосов и силосных корпусов превышают предельные или не обеспечивается его устойчивость, а также при наличии просадочных грунтов и в других случаях при соответствующем технико-экономическом обосновании?
  • 1
  • Свайный фундамент
  • 2
  • Отдельно стоящие,
  • 3
  • Ленточные
  • 4
  • Кольцевые,
  • Комментарии
  • СП 43.13330.2012 п. 7.3.22 Фундаменты отдельно стоящих силосов и силосных корпусов следует проектировать в виде монолитных железобетонных плит. На скальных и крупнообломочных грунтах допускается принимать фундаменты отдельно стоящие, ленточные или кольцевые, монолитные или сборные.

     

    Свайные фундаменты следует предусматривать, если расчетные деформации естественного основания превышают предельные или не обеспечивается его устойчивость, а также при наличии просадочных грунтов и в других случаях при соответствующем технико-экономическом обосновании.

  • Каким образом следует назначать длину разгрузочной железнодорожной эстакады?
  • 1
  • Не более 10 м.
  • 2
  • Не более 12 м.
  • 3
  • Не более 20 м.
  • 4
  • В соответствии с технологическими расчетами и с учетом местных условий строительства эстакады.
  • Комментарии
  • СП 43.13330.2012 п. 8.5.4 Высоту эстакады (расстояние от головки рельсов на эстакаде до планировочной отметки земли) следует принимать равной 1,8, 3, 6, 9 м. Допускается принимать и другую высоту, если это обусловливается местными условиями строительства и заданным объемом разгружаемого сыпучего материала.

     

    Длину эстакады следует назначать в соответствии с технологическими расчетами и с учетом местных условий строительства эстакады.

  • Для каких водонапорных башен высота опор от уровня земли до верха опоры бака устанавливается кратной 3 м?
  • 1
  • Для башен с баками вместимостью от 20 до 75 м3
  • 2
  • Для башен с баками вместимостью от 15 до 50 м3
  • 3
  • Для башен с баками вместимостью 100 м3
  • Комментарии
  • СП 43.13330.2012 п. 9.5.2 Габаритные схемы водонапорных башен определяются двумя параметрами - емкостью бака и высотой до низа бака от земли.

     

    Водонапорные башни проектируют с баками вместимостью 15, 25, 50, 100, 150, 200, 300, 500 и 800 Высоту опор (от уровня земли до верха опоры бака) для башен с баками вместимостью от 15 до 50 м. следует назначать кратной 3 м, с баками вместимостью 100 м.и более - кратной 6 м.

  • Какой материал допускается использовать для опор (колонн) водонапорных башен?
  • 1
  • Железобетона,
  • 2
  • Кирпича
  • 3
  • Стали
  • 4
  • Любой из перечисленных
  • Комментарии
  • СП 43.13330.2012 п.9.5.1 Водонапорные башни проектируют, как правило, без шатров, со стальными водонапорными баками, опорами (колоннами) из железобетона, кирпича или стали, фундаментами из сборного или монолитного железобетона.

  • Какой допускается применять минимальный диаметр воздуховода аспирационных установок при соответствующем обосновании?
  • 1
  • 80 мм.
  • 2
  • 90 мм.
  • 3
  • 100 мм.
  • Комментарии
  • Приказ № 169 п. 3.3.2. Воздуховоды проектируют, как правило, круглого сечения в соответствии с нормалями Сантехпроекта (приложение 5). Минимальный рекомендуемый диаметр воздуховода - 100 мм. При соответствующем обосновании допускается применять диаметр 80 мм.

     

  • Какая из перечисленных характеристик не относится к аспирационным установкам элеваторов?
  • 1
  • Высокая мощность транспортных потоков и коммуникаций. Содержанием в обращающемся продукте большого количества сорной и минеральной примеси.
  • 2
  • Невысокая мощность транспортных потоков и коммуникаций
  • 3
  • Наличие оборудования и участков, не подлежащих герметизации
  • Комментарии
  • Приказ № 169 п 4.1. Общие положения.

    Аспирационные установки элеваторов имеют особенности, которые характеризуются:

    4.1.1. Высокой мощностью транспортных потоков и коммуникаций.

    4.1.2. Наличием оборудования и участков, не подлежащих герметизации.

     

    4.1.3. Содержанием в обращающемся продукте большого количества сорной и минеральной примеси.

  • Какую наименьшую высоту компактной струи на уровне наивысшей точки следует принимать для тушения пожара рабочего здания элеватора высотой свыше 50 м от гидрантов с помощью насосов при расчетном расходе воды 5 л/с?
  • 1
  • Не менее 5 м
  • 2
  • Не менее 8 м
  • 3
  • Не менее 10 м
  • 4
  • Не менее 15 м
  • Комментарии
  • СП 108.13330.2012 п.9.1.10 Для тушения пожара рабочего здания элеватора высотой свыше 50 м от гидрантов с помощью насосов высоту компактной струи на уровне наивысшей точки следует принимать не менее 10 м при расчетном расходе воды 5 л/с.

  • Какое расстояние между температурно-усадочными швами следует принимать в монолитных и сборно-монолитных железобетонных конструкциях стен?
  • 1
  • Не более 10 м
  • 2
  • Не более 25 м
  • 3
  • Не более 30 м
  • Комментарии
  • СП 43.13330.2012 п. 5.1.4 Расстояние между температурно-усадочными швами следует принимать не более 10 м в монолитных бутобетонных и бетонных подпорных стенах без конструктивного армирования, 20 м - в монолитных бетонных конструкциях при наличии конструктивного армирования, 25 - в монолитных и сборно-монолитных железобетонных конструкциях стен и 30 - в сборных железобетонных конструкциях.

  • Какие из перечисленных расстояний при устройстве подпорных стен соответствуют СП 43.13330.2012. Свод правил. Сооружения промышленных предприятий?
  • 1
  • Высота подпорных стен для грузовых рамп автомобильного транспорта со стороны подъезда автомобилей должна быть равной 1,0 м от уровня поверхности проезжей части дорог или погрузочно-разгрузочной площадки.
  • 2
  • Высота подпорных стен для грузовых и пассажирских рамп железнодорожного транспорта от уровня головки рельсов должна быть равной 1,0 м для колеи 1520 мм и 0,75 м - для колеи 650 мм.
  • 3
  • В местах, где возможно движение пешеходов, подпорные стены должны иметь ограждение высотой 1 м.
  • 4
  • При расположении автодорог вдоль подпорной стены у нее следует предусматривать тротуар шириной не менее 0,65 м с бортовым камнем высотой не менее 0,3 м.
  • 5
  • Минимальное расстояние от оси ближайшего железнодорожного пути до внутренней грани подпорной стены на прямых участках следует принимать не менее 2,0 м.
  • 6
  • В выемках железнодорожного полотна минимальное расстояние от оси ближайшего железнодорожного пути до наружной грани подпорной стены на уровне подошвы шпал и выше на прямых участках должно быть не менее 3,0 м.
  • Комментарии
  • СП 43.13330.2012 п. 5.1.5 Высота подпорных стен для грузовых рамп автомобильного транспорта со стороны подъезда автомобилей должна быть равной 1,2 м от уровня поверхности проезжей части дорог или погрузочно-разгрузочной площадки.

    Высота подпорных стен для грузовых и пассажирских рамп железнодорожного транспорта от уровня головки рельсов должна быть равной 1,1 м для колеи 1520 мм и 0,75 м - для колеи 750 мм.

    5.1.6 В местах, где возможно движение пешеходов, подпорные стены должны иметь ограждение высотой 1 м.

    При расположении автодорог вдоль подпорной стены у нее следует предусматривать тротуар шириной не менее 0,75 м с бортовым камнем высотой не менее 0,4 м.

    5.1.7 Минимальное расстояние от оси ближайшего железнодорожного пути до внутренней грани подпорной стены на прямых участках следует принимать не менее 2,5 м.

    5.1.8 В выемках железнодорожного полотна минимальное расстояние от оси ближайшего железнодорожного пути до наружной грани подпорной стены на уровне подошвы шпал и выше на прямых участках должно быть не менее 3,1 м.

     

  • Какие тоннели и каналы должны быть заглублены от поверхности до верха перекрытия не менее чем на 1 м?
  • 1
  • Располагаемые, вне зданий и дорог
  • 2
  • Тоннели и каналы, располагаемые под переходами
  • 3
  • Тоннели и каналы, располагаемые под дорогами
  • 4
  • Тоннели и каналы, располагаемые под железными дорогами
  • Комментарии
  • СП 43.13330.2012 п.5.3.5 Тоннели и каналы, располагаемые под автомобильными дорогами, должны быть заглублены от верха дорожного покрытия до верха перекрытий не менее чем на 0,5 м, при расположении под железными дорогами - не менее чем на 1 м от низа шпал.

  • Покрытия каких силосов допускается проектировать в виде оболочек? Укажите все правильные ответы.
  • 1
  • Отдельно стоящих круглых силосов при отсутствии надсилосного помещения,
  • 2
  • Силосов диаметром более 12 м
  • 3
  • Силосов диаметром менее 12 м
  • 4
  • Ни одно из перечисленных
  • Комментарии
  • СП 43.13330.2012 п. 7.3.17 Покрытия отдельно стоящих круглых силосов при отсутствии надсилосного помещения, а также силосов диаметром более 12 м допускается проектировать в виде оболочек.

     

  • Какое из перечисленных условий компоновки аспирационных установок указано неверно?
  • 1
  • В состав установки следует включать преимущественно оборудование, работающее одновременно
  • 2
  • Горизонтальные участки желательно располагать на одном-двух уровнях по высоте.
  • 3
  • В одну установку по возможности включают машины однородные.
  • 4
  • Аспирационные установки для повышения надежности работ и удобства эксплуатации рекомендуется проектировать с максимально возможным количеством точек отсоса
  • 5
  • Не допускается прокладка воздуховодов аспирационных систем через силосы, бункеры, кабельные и другие шахты, лестничные клетки, тамбур-шлюзы, электропомещения, а также бытовые, подсобные и другие административно-хозяйственные помещения
  • Комментарии
  • Приказ № 169 п. 2.6. Компоновку аспирационных установок следует выполнять с соблюдением следующих условий:

    2.6.1. Аспирационные установки для повышения надежности работ и удобства эксплуатации рекомендуется проектировать с минимально возможным количеством точек отсоса.

    2.6.2. В состав установки следует включать преимущественно оборудование, работающее одновременно.

    Примечание. При невозможности выполнения данного условия расчет аспирационной установки рекомендуется вести для одновременно работающего оборудования с отключением воздуховодов от неработающего оборудования, в случае если это влияет на аэродинамический режим работы установки.

    2.6.3. При проектировании аспирационных установок необходимо стремиться к минимальной протяженности воздуховодов.

    2.6.4. Воздуховоды рекомендуется прокладывать преимущественно вертикально или с углом наклона к горизонту не менее 60°.

    2.6.5. Горизонтальные участки желательно располагать на одном-двух уровнях по высоте.

    2.6.6. Не допускается подача воздуха аспирационных установок в аспирационные шахты.

    2.6.7. В одну установку по возможности включают машины однородные.

    2.6.8. Следует стремиться к симметричному расположению воздуховодов относительно главной магистрали. 

    2.6.9. Не допускается прокладка воздуховодов аспирационных систем через силосы, бункеры, кабельные и другие шахты, лестничные клетки, тамбур-шлюзы, электропомещения, а также бытовые, подсобные и другие административно-хозяйственные помещения.

    Примечание. Допускается прокладка воздуховодов через силосы, бункеры, кабельные и другие шахты, если они выполнены из сварных или цельнотянутых труб, выдерживающих давление взрыва 12 кгс/см2