Тема Г.2.2. (август 2021 г.) Эксплуатация электрических сетей
Билет № 1

  • Каким федеральным законом дано определение земель энергетики?
  • 1
  • А) Градостроительным кодексом Российской Федерации.
  • 2
  • Б) Земельным кодексом Российской Федерации.
  • 3
  • В) Федеральным законом
  • 4
  • Г) Гражданским кодексом Российской Федерации.
  • Комментарии
  • Статья 89. 136-ФЗ  Земли энергетики 
    1. Землями энергетики признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов энергетики и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.2. В целях обеспечения деятельности организаций и объектов энергетики могут предоставляться земельные участки для:
    1) размещения гидроэлектростанций, атомных станций, ядерных установок, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов, тепловых станций и других электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов;
    2) размещения объектов электросетевого хозяйства и иных определенных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике объектов электроэнергетики.Для обеспечения безопасного и безаварийного функционирования, безопасной эксплуатации объектов электросетевого хозяйства и иных определенных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике объектов электроэнергетики устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования земельных участков независимо от категории земель, в состав которых входят эти земельные участки. Порядок установления таких охранных зон и использования соответствующих земельных участков определяется Правительством Российской Федерации.

    3. Правила определения размеров земельных участков для размещения воздушных линий электропередачи и опор линий связи, обслуживающих электрические сети, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

  • Какие земли в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации могут быть признаны землями энергетики?
  • 1
  • А) Земли, которые расположены за границами населенных пунктов и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов энергетики, права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным федеральным законодательством и законами субъектов Российской Федерации.
  • 2
  • Б) Земли, которые находятся в федеральной собственности и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов энергетики.
  • 3
  • В) Земли, которые независимо от месторасположения используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов энергетики, права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным федеральным законодательством и законами субъектов Российской Федерации.
  • Комментарии
  • Земельный кодекс РФ Статья 87.1 Землями промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения космической деятельности, землями обороны, безопасности и землями иного специального назначения признаются -земли, которые расположены за границами населенных пунктов и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, энергетики,

  • В течение какого времени должно быть рассмотрено заявление сетевой организации о согласовании границ охранной зоны в отношении отдельных объектов электросетевого хозяйства, поданное в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий технический контроль и надзор в электроэнергетике?
  • 1
  • А)В течение 35 дней с даты его поступления.
  • 2
  • Б)В течение 28 дней с даты его поступления.
  • 3
  • В)В течение 20 дней с даты его поступления.
  • 4
  • Г)В течение 15 дней с даты его поступления.
  • Комментарии
  • Постановление № 160 п. 6. Границы охранной зоны в отношении отдельного объекта электросетевого хозяйства определяются организацией, которая владеет им на праве собственности или ином законном основании (далее - сетевая организация).

    Сетевая организация обращается в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный энергетический надзор, с заявлением о согласовании границ охранной зоны в отношении отдельных объектов электросетевого хозяйства, которое должно быть рассмотрено в течение 15 дней с даты его поступления в соответствующий орган.

  • Какое из приведенных требований, предъявляемых к организации работ по предотвращению аварий, а также их последствий на объектах электросетевого хозяйства не соответствует особенностям использования сетевыми организациями земельных участков?
  • 1
  • А) Работы могут проводиться без предварительного уведомления собственников земельных участков.
  • 2
  • Б) При проведении работ сетевые компании обязаны направить уведомление собственникам соответствующих земельных участков не позднее чем через 5 рабочих дней с момента начала работ.
  • 3
  • В) Уведомление должно содержать информацию о характере и виде повреждений объектов электросетевого хозяйства, а также сроки начала и окончания работ.
  • 4
  • Г) После выполнения работ сетевые организации должны привести земельные участки в состояние, пригодное для их использования по целевому назначению или в состояние, в котором соответствующие земельные участки находились до выполнения работ, а также возместить собственникам убытки, причиненные при производстве работ.
  • Комментарии
  • Постановление № 160 п. 18. Работы по предотвращению или ликвидации аварий, а также их последствий на объектах электросетевого хозяйства могут проводиться без предварительного уведомления собственников (землепользователей, землевладельцев, арендаторов) земельных участков. При проведении указанных работ сетевые организации обязаны направить уведомление собственникам (землепользователям, землевладельцам, арендаторам) соответствующих земельных участков не позднее чем через 2 рабочих дня с момента начала работ.

    В уведомлении указывается характер и вид повреждения объектов электросетевого хозяйства, а также сроки начала и окончания работ.

    После выполнения работ по техническому обслуживанию объектов электросетевого хозяйства, работ по предотвращению или ликвидации аварий на таких объектах или их последствий сетевые организации должны привести земельные участки в состояние, пригодное для их использования по целевому назначению или в состояние, в котором соответствующие земельные участки находились до выполнения работ, а также возместить собственникам (землепользователям, землевладельцам, арендаторам) убытки, причиненные при производстве работ.

  • Что не входит в обязанности сетевой организации при содержании просек?
  • 1
  • А) Устройство пожарных водоемов, пожарных наблюдательных пунктов и противопожарных минерализованных полос.
  • 2
  • Б) Поддержание ширины просек в размерах, предусмотренных проектами строительства объектов электросетевого хозяйства и требованиями, определяемыми в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, путем вырубки, обрезки крон деревьев (кустарников) и иными способами.
  • 3
  • В) Вырубка или обрезка крон деревьев (лесных насаждений), произрастающих на просеках, высота которых превышает 4 метра.
  • Комментарии
  • Постановление № 160 п. 23. Сетевые организации при содержании просек обязаны обеспечивать:

    а) содержание просеки в пожаробезопасном состоянии в соответствии с требованиями правил пожарной безопасности в лесах;

    б) поддержание ширины просек в размерах, предусмотренных проектами строительства объектов электросетевого хозяйства и требованиями, определяемыми в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, путем вырубки, обрезки крон деревьев (кустарников) и иными способами;

    в) вырубку или обрезку крон деревьев (лесных насаждений), произрастающих на просеках, высота которых превышает 4 метра.

    24. Рубка деревьев в случаях, предусмотренных пунктами 21 и 23 настоящих Правил, осуществляется по мере необходимости без предварительного предоставления лесных участков.

    Рубка деревьев (кустарников и иных насаждений), не отнесенных к лесам, в случаях, предусмотренных пунктами 21 и 23 настоящих Правил, осуществляется в соответствии с гражданским и земельным законодательством.

    Сетевые организации или организации, действующие на основании соответствующих договоров с сетевыми организациями, представляют в уполномоченные органы государственной власти отчеты об использовании лесов в соответствии со статьей 49 Лесного кодекса Российской Федерации.

  • Какой федеральный закон регулирует отношения, связанные со строительством и эксплуатацией линий электропередачи на землях лесного фонда?
  • 1
  • А) Градостроительный кодекс Российской Федерации.
  • 2
  • Б) Земельный кодекс Российской Федерации.
  • 3
  • В) Федеральный закон «Об электроэнергетике».
  • 4
  • Г) Лесной кодекс Российской Федерации.
  • Комментарии
  • ФЗ- № 200 Статья 45. 1. Использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесного участка, установлением или без установления сервитута, публичного сервитута.

  • К каким производственным объектам в соответствии с Градостроительным законодательством Российской Федерации относятся линии электропередачи и иные объекты электросетевого хозяйства напряжением 330 кВ?
  • 1
  • А) К особо опасным и технически сложным объектам.
  • 2
  • Б) К уникальным объектам.
  • 3
  • В) К объектам средней опасности.
  • 4
  • Г) К объектам низкой опасности.
  • Комментарии
  • № 190-ФЗ  Глава 6 Статья 48.1. Особо опасные, технически сложные и уникальные объекты

    1. К особо опасным и технически сложным объектам относятся: 

    4) линии электропередачи и иные объекты электросетевого хозяйства напряжением 330 киловольт и более;

  • Какие государственные органы имеют право принимать нормативные правовые акты в области государственного регулирования отношений в сфере электроэнергетики?
  • 1
  • А) Правительство Российской Федерации и уполномоченные им федеральные органы исполнительной власти.
  • 2
  • Б) Только федеральные органы исполнительной власти.
  • 3
  • В) Органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
  • 4
  • Г) Органы местного самоуправления.
  • Комментарии
  • № 35-ФЗ Статья 4. Правовое регулирование отношений в сфере электроэнергетики

    1. Нормативные правовые акты в области государственного регулирования отношений в сфере электроэнергетики принимаются в соответствии с федеральными законами Правительством Российской Федерации и уполномоченными им федеральными органами исполнительной власти.

  • Что из перечисленного не входит в технологическую основу функционирования электроэнергетики?
  • 1
  • А) Единая национальная (общероссийская) электрическая сеть.
  • 2
  • Б) Территориальные распределительные сети.
  • 3
  • В) Система отношений, связанных с производством и оборотом электроэнергии на оптовом рынке.
  • 4
  • Г) Единая система оперативно-диспетчерского управления.
  • Комментарии
  • N 35-ФЗ Статья 5. Технологическая и экономическая основы функционирования электроэнергетики

    1. Технологическую основу функционирования электроэнергетики составляют единая национальная (общероссийская) электрическая сеть, территориальные распределительные сети, по которым осуществляется передача электрической энергии, и единая система оперативно-диспетчерского управления.

    2. Экономической основой функционирования электроэнергетики является обусловленная технологическими особенностями функционирования объектов электроэнергетики система отношений, связанных с производством и оборотом электрической энергии и мощности на оптовом и розничных рынках.

  • Кто осуществляет контроль за соблюдением субъектами оптового и розничного рынков требований законодательства Российской Федерации?
  • 1
  • Только Правительство Российской Федерации. Минэнерго России.
  • 2
  • Правительство Российской Федерации или уполномоченные им федеральные органы исполнительной власти.
  • 3
  • Только уполномоченные федеральные органы исполнительной власти.
  • 4
  • Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
  • 5
  • Территориальными органами с правом выдачи соответствующих предписаний
  • Комментарии
  • ФЗ  N 327 Статья 1. п.2. Государственная функция по осуществлению контроля за соблюдением субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии и мощности (далее - объект контроля) требований законодательства Российской Федерации.

    3. Исполнение государственной функции осуществляется Минэнерго России.

     

    Организационно-техническое обеспечение исполнения государственной функции осуществляет Департамент развития электроэнергетики Минэнерго России (далее - Департамент).

     

  • Кто устанавливает порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств юридических и физических лиц к электрическим сетям?
  • 1
  • А) Правительство Российской Федерации.
  • 2
  • Б) Правительство Российской Федерации или уполномоченные им федеральные органы исполнительной власти.
  • 3
  • В) Федеральные органы исполнительной власти.
  • 4
  • Г) Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
  • Комментарии
  • 35-ФЗ Статья 21. Полномочия Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования и контроля в электроэнергетике

    1. Правительство Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике: 

    устанавливает порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств юридических лиц и физических лиц к электрическим сетям;

  • Кто вправе рассматривать жалобы поставщиков и покупателей электрической и тепловой энергии о нарушениях их прав и законных интересов действиями (бездействием) иных субъектов электроэнергетики, а также запрашивать информацию, документы и иные доказательства, свидетельствующие о наличии признаков таких нарушений?
  • 1
  • А) Правительство Российской Федерации.
  • 2
  • Б) Правительство Российской Федерации или уполномоченные им федеральные органы исполнительной власти.
  • 3
  • В) Федеральные органы исполнительной власти.
  • 4
  • Г) Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
  • Комментарии
  • 35-ФЗ Статья 21. п.3. федеральные органы исполнительной власти вправе:

    рассматривать жалобы поставщиков и покупателей электрической и тепловой энергии о нарушениях их прав и законных интересов действиями (бездействием) иных субъектов электроэнергетики, а также запрашивать информацию, документы и иные доказательства, свидетельствующие о наличии признаков таких нарушений;

  • Кто вправе запрашивать у субъектов электроэнергетики информацию о возникновении аварий, об изменениях или о нарушениях технологических процессов, а также о выходе из строя сооружений и оборудования, которые могут причинить вред жизни или здоровью граждан, окружающей среде и имуществу граждан и (или) юридических лиц?
  • 1
  • А) Правительство Российской Федерации.
  • 2
  • Б) Правительство Российской Федерации или уполномоченные им федеральные органы исполнительной власти.
  • 3
  • В) Федеральные органы исполнительной власти.
  • 4
  • Г) Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
  • Комментарии
  • 35-ФЗ. ст.21. п.3 В рамках осуществления полномочий, предусмотренных настоящим Федеральным законом, федеральные органы исполнительной власти вправе:

    запрашивать у субъектов электроэнергетики информацию о возникновении аварий, об изменениях или о нарушениях технологических процессов, а также о выходе из строя сооружений и оборудования, которые могут причинить вред жизни или здоровью граждан, окружающей среде и имуществу граждан и (или) юридических лиц, о соблюдении установленных нормативов запасов топлива на тепловых электростанциях (в том числе в отопительный сезон), об осуществлении мероприятий по проведению планового ремонта генерирующего оборудования и (или) объектов электросетевого хозяйства;

  • Кто осуществляет региональный государственный контроль за применением регулируемых цен (тарифов) на электрическую энергию?
  • 1
  • А) Правительство Российской Федерации.
  • 2
  • Б) Правительство Российской Федерации или уполномоченные им федеральные органы исполнительной власти.
  • 3
  • В) Федеральные органы исполнительной власти.
  • 4
  • Г) Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
  • Комментарии
  • 35-ФЗ ст.21 п.4. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации наделяются полномочиями на государственное регулирование и контроль в электроэнергетике в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, а также указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.

    Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют следующие полномочия:

    региональный государственный контроль (надзор) за применением регулируемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации цен (тарифов) на электрическую энергию и за деятельностью гарантирующих поставщиков в части обеспечения надежного энергоснабжения населения (абзац в редакции, введенной в действие с 1 августа 2011 года Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 242-ФЗ);

  • Кому дано право утверждать технологические характеристики объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, порядок ведения реестра указанных объектов?
  • 1
  • А) Министерство энергетики Российской Федерации.
  • 2
  • Б) ФСК ЕЭС
  • 3
  • В) Правительству Российской Федерации.
  • 4
  • Г) Администратору торговой системы оптового рынка.
  • Комментарии
  • 35-ФЗ Статья 7. Понятие и правовой статус единой национальной (общероссийской) электрической сети

    1. Единая национальная (общероссийская) электрическая сеть представляет собой комплекс электрических сетей и иных объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих на праве собственности или на ином предусмотренном федеральными законами основании субъектам электроэнергетики и обеспечивающих устойчивое снабжение электрической энергией потребителей, функционирование оптового рынка, а также параллельную работу российской электроэнергетической системы и электроэнергетических систем иностранных государств.

    Проектный номинальный класс напряжения, характеристики пропускной способности, реверсивности потоков электрической энергии и иные технологические характеристики объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, порядок ведения реестра указанных объектов утверждаются Правительством Российской Федерации.

  • С кем заключают договор собственники объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, предусматривающий право собственников указанных объектов самостоятельно заключать договоры оказания услуг по передаче электрической энергии, в случаях, установленных Правительством Российской Федерации?
  • 1
  • А) С Министерством энергетики Российской Федерации.
  • 2
  • Б) С организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью.
  • 3
  • В) С органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.
  • 4
  • Г) С администратором торговой системы оптового рынка.
  • Комментарии
  • 35-ФЗ Статья 7. Понятие и правовой статус единой национальной (общероссийской) электрической сети

    2. В целях обеспечения безопасности Российской Федерации, защиты прав и законных интересов юридических и физических лиц, обеспечения единства экономического пространства в сфере обращения электрической энергии собственники или иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, ограничиваются в осуществлении своих прав в части:

    права заключения договоров оказания услуг по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, и определения условий этих договоров;

  • Какие формы обязательного подтверждения соответствия установлены Федеральным законом «О техническом регулировании»?
  • 1
  • Экспертиза промышленной безопасности.
  • 2
  • Только обязательная сертификация продукции.
  • 3
  • Обязательная сертификация или декларирование соответствия продукции.
  • 4
  • Оценка риска применения продукции.
  • Комментарии
  • N 184-ФЗ Статья 20 п. 1-4 3. Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в формах: принятия декларации о соответствии (далее - декларирование соответствия); обязательной сертификации.

  • Какие сведения не может содержать Технический регламент?
  • 1
  • А) Схемы подтверждения соответствия.
  • 2
  • Б) Порядок продления срока действия выданного сертификата соответствия.
  • 3
  • В) Требования энергетической эффективности и ресурсосбережения.
  • 4
  • Г) Требования к продукции, причиняющей вред жизни или здоровью граждан, накапливаемый при длительном использовании этой продукции и зависящий от других факторов, не позволяющих определить степень допустимого риска.
  • Комментарии
  • № 184-ФЗ Статья 7. Содержание и применение технических регламентов

    п.7. Технический регламент не может содержать требования к продукции, причиняющей вред жизни или здоровью граждан, накапливаемый при длительном использовании этой продукции и зависящий от других факторов, не позволяющих определить степень допустимого риска. В этих случаях технический регламент может содержать требование, касающееся информирования приобретателя, в том числе потребителя, о возможном вреде и о факторах, от которых он зависит.

  • Что понимается под аварией на объекте электроэнергетики и (или) энергопринимающей установке?
  • 1
  • А) Технологические нарушения на объекте электроэнергетики и (или) энергопринимающей установке, приведшие к разрушению или повреждению сооружений и (или) технических устройств (оборудования) объекта электроэнергетики и (или) энергопринимающей установки, неконтролируемому взрыву и (или) выбросу опасных веществ, отклонению от установленного технологического режима работы объектов электроэнергетики и (или) энергопринимающих установок, полному или частичному ограничению режима потребления электрической энергии (мощности), возникновению или угрозе возникновения аварийного электроэнергетического режима работы энергосистемы.
  • 2
  • Б) Разрушение сооружений и (или) технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте; неконтролируемые взрыв и (или) выброс опасных веществ.
  • 3
  • В) Отказ или повреждение технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, отклонение от режима технологического процесса, нарушение положений Федерального закона
  • 4
  • Г) Разрушение сооружений и (или) технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте; неконтролируемые взрыв и (или) выброс опасных веществ; отказ или повреждение технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, отклонение от режима технологического процесса, нарушение положений Федеральных законов
  • Комментарии
  • Постановление 846 гл.I. Общие положения

    2. В настоящих Правилах под аварией понимаются технологические нарушения на объекте электроэнергетики и (или) энергопринимающей установке, приведшие к разрушению или повреждению сооружений и (или) технических устройств (оборудования) объекта электроэнергетики и (или) энергопринимающей установки, неконтролируемому взрыву и (или) выбросу опасных веществ, отклонению от установленного технологического режима работы объектов электроэнергетики и (или) энергопринимающих установок, полному или частичному ограничению режима потребления электрической энергии (мощности), возникновению или угрозе возникновения аварийного электроэнергетического режима работы энергосистемы.

  • Причины каких аварий расследует Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору либо ее территориальный орган?
  • 1
  • А) Причины аварий, в результате которых произошло отклонение частоты электрического тока в энергосистеме или ее части за пределы: 50,00 +/ 0,2 Гц - продолжительностью 3 часа и более; 50,00 +/ 0,4 Гц - продолжительностью 30 минут и более.
  • 2
  • Б) Причины аварий, в результате которых произошли массовые отключения или повреждения объектов электросетевого хозяйства (высший класс напряжения 6 - 35 кВ), вызванные неблагоприятными природными явлениями, если они привели к прекращению электроснабжения потребителей общей численностью 200 тыс. человек и более.
  • 3
  • В) Причины аварий, в результате которых произошли нарушения в работе противоаварийной или режимной автоматики, в том числе обусловленные ошибочными действиями персонала, вызвавшие отключение объекта электросетевого хозяйства (высший класс напряжения 110 кВ и выше).
  • 4
  • Г) Причины всех перечисленных аварий.
  • Комментарии
  • Постановление 846 п.4. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление федерального государственного энергетического надзора, либо его территориальный орган (далее - орган федерального государственного энергетического надзора) осуществляет расследование причин аварий, в результате которых произошли:

    ж) отклонение частоты электрического тока в энергосистеме или ее части за пределы:

    50,00+/-0,2 Гц продолжительностью 3 часа и более;

    50,00+/-0,4 Гц продолжительностью 30 минут и более;

    з) массовые отключения или повреждения объектов электросетевого хозяйства (высший класс напряжения 6-35 кВ), вызванные неблагоприятными природными явлениями, если они привели к прекращению электроснабжения потребителей общей численностью 200 тыс.человек и более;

    к) отключение объектов электросетевого хозяйства (высший класс напряжения 110 кВ и выше), генерирующего оборудования мощностью 100 МВт и более на 2 и более объектах электроэнергетики, вызвавшее прекращение электроснабжения потребителей электрической энергии, суммарная мощность потребления которых составляет 100 МВт и более, продолжительностью 30 минут и более;

    л) нарушения в работе противоаварийной или режимной автоматики, в том числе обусловленные ошибочными действиями персонала, вызвавшие отключение объекта электросетевого хозяйства (высший класс напряжения 110 кВ и выше), отключение (включение) генерирующего оборудования, суммарная мощность которого составляет 100 МВт и более, или прекращение электроснабжения потребителей электрической энергии, суммарная мощность потребления которых составляет 100 МВт и более;